Индивидуальный образовательный маршрут ученика в условиях современной школы
Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав учащихся на выбор своего пути развития, является индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Уважаемые учащиеся, вы приступаете к изучению основных предметов, которые предстоит освоить в течение учебного года.
На этой странице предложена информация о том, как Вам лучше организовать свою учебную деятельность.
Вы можете отправить выполненные задания классному руководителю или по адресу электронной почты: vschool27@ngs.ru (указать класс, фамилию, имя, предмет).
Прием постановки вопросов к тексту. Это прием является основным в процессе уяснения содержания, ведет к всестороннему пониманию учебного текста. Понимание текста складывается из понимания отдельных слов, предложений, параграфов, логической структуры всего текста, его основной идеи и смысла, а также подтекста и общего замысла автора. поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами текста, к связям содержания читаемого текста с другими текстами на эту тему. Главное, не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ.
Прием составления плана. План есть перечисление всех текстовых субъектов (т.е. тем текста). Для того, чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чем здесь говорится?», вычленять с помощью этого вопроса субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов плана.
Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами. Она отличается от плана наличием связей между элементами.
Тезирование (выписки основных суждений). Процесс тезирования состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов) изучаемого текста. Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний (суждений), и тогда они пишутся в кавычках с указанием страниц, в виде прямых цитат. Если же тезисы формулируются самим читателем, тогда они излагаются в виде реферативного текста.
Прием составления сводной таблицы. Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из некоторого раздела или даже всего учебника.
В качестве систематизации и закрепления материала заполняются текстовые таблицы. Заполнение текстовых таблиц развивает интеллектуальные умения (умения сравнивать, анализировать протекание процессов и явлений, выявлять причинно-следственные зависимости, приводить доказательства, структурировать учебный материал делать обобщающие выводы и т. д.).
Предлагаемая система организации самостоятельной учебной деятельности нацелена на формирование общих и профессиональных компетентностей и развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. Отсюда следует, что
осмысление конкретных знаний и овладение научной методологией позволяет студенту сознательно и гарантированно участвовать в процессе обучения.
акт самостоятельной работы имеет специфическую логику рассуждения, которая лежит в основе поисковой умственной деятельности специалиста-профессионала,
итогом работы является высокоразвитые воображение, многообразие и системность мышления, позволяющие студентам видеть проблему целиком и с различных сторон и уметь применять приобретенные знания в профессиональной деятельности.
Формы и методы оценивания результатов выполнения самостоятельной работы учеников, проводятся по разработанным параметрам рейтинговой системы
Рекомендации к написанию реферата
Реферат – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Основное назначение реферата – быть средством передачи информации.
Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования, его результатах. Сокращение исходного текста в реферате производится за счет полного или частичного изъятия системы доказательств, примеров, вторичной и повторяющейся информации. При свертывании исходного текста используются определенные грамматико-синтаксические средства, способствующие передаче максимума информации в тексте минимального объема.
Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки освещаемой им информации и самого исходного текста, поскольку это может повлиять на оценку читателя.
Реферат обладает постоянной структурой, которую необходимо соблюдать в процессе реферирования. В любом реферате выделяют:
-
заголовочную часть – библиографическое описание, фамилия автора, выходные данные исходного текста, указание на его объем в страницах, а при необходимости сведения о языке оригинала;
-
собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Здесь формулируется основная проблема исходного текста, она поясняется, детализируется, ее раскрытие завершается выводами, вытекающими из результатов проведенных исследований. Именно наличие этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;
-
при необходимости – справочный аппарат: сведения о количестве иллюстраций, таблиц, карт и пр. Эта часть обычно используется в реферате по естественным наукам.
Одной из особенностей текстов рефератов являются клише, лексико-синтаксические конструкции, регулярно повторяющиеся в реферативных работах.
Во вводной части реферата используются следующие выражения:
- Статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме)...;
- В предлагаемом вниманию читателей исследовании рассматривается...;
- Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)... трех (двух и т.п.) разделов (глав и т.п.)...;
- Тема, обсуждаемая в работе (статье, монографии и т.п.), относится к области...
- Основная часть может включать следующие конструкции:
- Во введении указывается (отмечается), что...;
- В первой главе освещается...
- Автор отмечает (указывает, делает вывод), что...;
- Вторая глава посвящена (содержит)...;
- По мнению автора, ...;
- В третьей главе... .
- В заключении употребляются, например, такие выражения:
- В заключении указывается (отмечается), что... Или: В заключительной части статьи (монографии) рассматривается...
- Статья предназначена для специалистов в области...; ...представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т. п.
Различают несколько видов рефератов, классификация которых производится по различным признакам:
1. В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические (результат переработки одного источника) и обзорные рефераты (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).
2. По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию первоисточника, указывающие не только на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (называющие основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Выделяют также аспектные рефераты, ориентированные на определенную категорию читателей, тематическую область или проблему; рефераты пофрагментарные, включающие информацию одного из разделов исходного текста.
3. По отношению к авторству рефераты бывают авторские и без указания на автора (например, машинные).
4. По объему рефераты можно разделить на сжатые (например, в реферативных журналах) и подробные, помогающие наиболее полно осветить изложенную в исходном тексте проблему или показать понимание прочитанной работы автором реферата, как в учебных рефератах. Объем реферата зависит от целей и задач реферирования и может составлять от 15 до 30% объема реферируемой работы.
Вместо выполнения задания по одной из тем (по выбору студента) выполняется реферат, защита которого проходит на последнем занятии.
Метод проектов оптимален для реализации инновационных подходов в профессиональном образовании.
Д. Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Дидактический прагматизм. Основоположники - Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер. Образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования — не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной самостоятельности.
Последователь Д. Дьюи У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо:
-
Поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни.
-
Применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели.
-
Получить в итоге реальный результат (внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике; внутренний результат - это опыт деятельности - соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности).
В основе метода проектов лежит развитие критического мышления учащихся, развитие их познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Для реализации метода проектов необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формировать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Основные требования к учебному проекту:
-
Проблема проекта должна быть социально значимой – исследовательской, информационной, практической, затребованной «внешним» заказом.
-
Планирование проекта: определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных лиц.
-
Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта.
-
Продукт является конкретным результатом проекта.
-
Презентация продукта и защита самого проекта.
-
Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.).
-
Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.